Центральная ППК (central_ppk) wrote,
Центральная ППК
central_ppk

Поговорим о бронепоездах

В преддверии празднования Дня Великой Победы давайте немного займемся историей. Мы подготовим ряд тематических статей, которые могут помочь вам узнать кое-что новое про все, что было связано с железными дорогами во время войны, а может быть - просто вспомнить подвиг героев.
Bundesarchiv_Bild_101I-690-0201-16,_Russland-Mitte,_Panzerzug

С момента появления железных дорог и поездов люди стали задумываться об их военном применении. Теоретически проект бронирования и вооружения поезда появился в 1826 году, сразу же после постройки первой железной дороги в Англии.
Практически поезда начали вооружать и успешно использовать во время Гражданской войны в США, первым орудие на платформу установил русского происхождения полковник Турчанинов:
Virginia-mortar-dictator

На фото - мортира южан "Диктатор", стрелявшая 100-килограммовыми снарядами на 4-5 км.

Далее о бронепоездах...



Американцы же первыми начали бронировать вагоны:
800px-Frank_Leslie's_Illustrated_Newspaper_-_18610518_-_p1_-_Railroad_Battery

Но это все было лишь начало. К Первой Мировой войне бронепоезда превратились в грозную силу, в России в Гражданскую войну они иногда решали судьбу целых сражений и армий.
Дело в том, что Гражданская война была очень специфичной - ни четких границ, ни фронтов. Хаотическое перемещение армий. В такой войне очень важна скорость перемещения при достаточно большой огневой мощи.

Бронепоезда при своих достоинствах имеют и большой недостаток - они очень удобная мишень для артиллерии и авиации, а также очень зависимы от состояния путей.
Тем не менее и в Великой отечественной они сыграли значительную роль.
К тому времени бронепоезда из обшитых железом вагонов превратились в шедевры технического искусства:
Bundesarchiv_Bild_101I-690-0201-16,_Russland-Mitte,_Panzerzug

Постройка бронепоезда:
433px-Bepo_019

Bepo_081

P.S.
Самое удивительное, что бронепоезда использовались и в наше время, совсем недавно - российскими войсками во время кампаний на Кавказе. Конечно, это не совсем бронепоезда, это импровизированные защищенные платформы, но все таки:

Во время первой чеченской войны силами подразделений железнодорожных войск стали оборудовать импровизированные бронепоезда, служившие для прикрытия ремонтно-восстановительных бригад на линии Назрань—Грозный. По документам такие поезда именовались «спецпоездами», им присваивались тактические номера СП-1 и т. д. Первый такой специальный поезд в декабре 1994 года привел в Моздок генерал железнодорожных войск Н. Кошман. Он состоял из нескольких платформ, загруженных ремкомплектом для восстановления железнодорожных путей и мостовых переправ, а также двух БМП на платформах для обороны. Кроме того, эти две платформы имели укрытия из мешков с песком и шпал, с огневыми точками для пулеметов и автоматических гранатометов.

Во время второй чеченской войны такие спецпоезда были применены вновь и использовались, в том числе, для прикрытия движения железнодорожных составов (как пассажирских, так и с боевой техникой и личным составом). Если в начале контртеррористической операции их было только два, то к 2004 году их количество увеличилось до четырёх. Они имели не только тактические номера СП-1, СП-2, СП-3 и т. д., но и имена — «Дон», «Амур», «Терек», «Байкал», «Казбек». Им поручали инженерную разведку железнодорожных маршрутов, разминирование устанавливаемых фугасов и других минно-взрывных «сюрпризов», боевое охранение и сопровождение воинских эшелонов. Сотрудники ОМОНа «Ястреб» Волго-Вятского ГУВД на транспорте сами построили спецпоезд «Козьма Минин». Омоновцы сами собрали его из того, что нашлось на близлежащих станциях — нескольких платформ и старых вагонов.

В январе 2009 года спецпоезда «Амур», «Терек», «Байкал» были выведены из Чеченской республики, и законсервированы на Северной базе ГСМ в Георгиевске Ставропольского края.





Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments