Центральная ППК (central_ppk) wrote,
Центральная ППК
central_ppk

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОДЕЛИЗМ

Игрушечные железные дороги – неотъемлемая часть жизни почти каждого ребенка. Простенькие наборы из рельсового круга, локомотива и блока питания никогда не были большим дефицитом. Их можно было достать даже в Советском Союзе, хоть и выбор был не велик. Сейчас же огромный выбор представлен почти в каждом детском магазине. Трудно найти человека, который не видел такой игрушки. И, казалось бы, когда дети вырастают, эти игрушки остаются забытыми. Но так происходит не всегда.




Железнодорожный моделизм – это такое хобби, про которое невозможно сказать, на кого оно рассчитано. Для детей получается слишком дорого (стоимость моделек поездов доходит до нескольких десятков тысяч рублей), для взрослых всё как-то слишком игрушечно. И, тем не менее, у этого увлечения есть поклонники среди всех возрастов. Младшему поколению это хобби помогает немного повзрослеть, а старшему наоборот, ненадолго вернуться в детство.



Появление игрушечных железных дорог отстает от появления реальных всего на полвека. Такие игрушки стали делать уже во второй половине XIX века. Правда они были довольно грубыми и слабо напоминали реальные поезда.

Миниатюрные копии реальных поездов появились еще веком позже, во второй половине XX. Постепенно игрушечные модели становились все больше и больше похожи на свои прообразы. Их старались делать как можно более точно. Копировалось все, вплоть до винтиков и миниатюрных надписей. Иные элементы и вовсе можно рассмотреть только под лупой. Но чем точнее модель повторят свой прообраз, тем она больше ценится. Так, маленькие поезда стали выглядеть совсем как настоящие. Такими, они уже мало кого могли оставить равнодушными.







Хранить подобные модели в шкафу или на полке - настоящее преступление. Поезда, пусть и игрушечные, должны ездить. Постоянно собирать и разбирать железную дорогу на полу тоже не выход, слишком сложно, трудоемко и неудобно. Так постепенно дома и квартиры начинают обрастать макетами.

Железнодорожный макет – это не просто рельсы и поезд с вагонами. Хороший макет – это настоящий мир в миниатюре. Он может содержать модели железно¬дорожных станций, части перегона, подъездных путей, локомотивного или вагонного депо, мосты, природные объекты, по которым проходит железнодорожная линия. Иногда вокруг путей на макете вырастают целые города с собственной инфраструктурой, населенные маленькими фигурками людей, которые иногда даже имеют свои истории.









Все эти элементы можно купить отдельно. Но стоят они недешево. Поэтому многие железнодорожные моделисты занимаются изготовлением фигурок самостоятельно.

Все объекты на макете выполняются в одном масштабе. Его определяет типоразмер поезда, который закладывается в основу всей дороги. Есть стандартное разделение моделей поездов по масштабу, обозначается оно различными аббревиатурами. Самые популярные «TT» – 1:120 (ширина колеи 12 мм) и «HO» – 1:87 (ширина колеи 16.5 мм). Промышленно выпускается всего 6 типоразмеров. Но много других вариантов делается так же и на заказ.








Настоящий макет кроме внешней части (собственно дороги) содержит еще и ряд технических элементов, которые скрыты под фасадом. Поэтому он, как правило, устраивается на специальном столе или подиуме. Это уже не игрушка – а серьезная инженерная конструкция. Она может содержать даже внутренние туннели, по которые поезда попадают из одной части макета в другую. Такие серьезные макеты занимают, разумеется, очень большую площадь.



Но и минимальные габариты макетов могут шокировать далеких от этого увлечения людей. Они определяются типоразмерами поездов. Для типоразмера «H0» минимальным габаритом называют 1 на 1,3 метра (исходя из минимального размера рельсового овала 110х88 см). Для типоразмера «ТТ» минимальным габаритом можно считать 0,6 на 0,85 метра. Чем меньше макет, тем меньший радиус рельс придется на нем использовать. А это накладывает серьезные ограничения на возможную длину составов, они просто не смогут проехать по узким радиусам.

Профессионалы уверены - сделать что-то интересное на пространстве менее чем 1,1х2 метра – затруднительно. Но всегда есть целый ряд возможностей создать красивые и интересные конфигурации на относительно малых пространствах. Например, модульные макеты – состоящие из отдельных блоков, которые при соединении составляют макет, а при разборке могут храниться более компактно. Или консольные макеты, когда узкий подмакетник (техническая основа) крепится к стенам помещения на консолях, как полки. Есть даже варианты подъемных макеты, убирающиеся под потолок. В общем – большой простор для творчества даже владельцев совсем небольшой жилплощади.









Обычно для макета выбирают определенную страну и эпоху, стараясь повторить ее максимально достоверно. Принадлежность соблюдается, как в выборе строений, так и в выборе объектах инфраструктуры и ландшафтов. Не говоря уже о принадлежности подвижного состава. Но не все подходят настолько педантично.







В нашей стране железнодорожный моделизм пока не так популярен, как на Западе и в Соединенных Штатах. Там, у поклонников этого увлечения есть свои клубы, журналы, школы, где учат созданию макетов. У нас пока подобной инфраструктуры нет, но постепенно она начинает появляться. Интернет изобилует советами и уроками по изготовлению макетов, а в интернет магазинах можно заказать и сами модели поездов и все необходимые сопутствующие элементы. И возможно уже скоро это любопытнейшее хобби станет привычной и неотъемлемой частью нашей жизни.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment